Разное [Святослав Логинов, Александр Петров] Формула прозы (2019)

dLYHjnvATIe2lI_bbrl4Pw.png

ОПИСАНИЕ:

У каждого серьёзного писателя — своя формула прозы. Кто-то проделал долгий и трудный путь, чтобы обрести знание, кто-то учился у великих, кому-то помог природный талант, проницательность, чувство вкуса. Это очень разные формулы: своя у Маркеса, своя у Стивена Кинга, своя у Джоан Роулинг. Однако во всех формулах есть кое-что общее: базовые элементы одни и те же.
Без этих элементов — без любого из них — вы ничего не добьётесь, сколь бы ни преуспели в чём-то другом. Вы не напишете хороший рассказ, если не умеете создавать достоверных персонажей. И ваш роман будет занудной тягомотиной, если вы не понимаете, как устроен сюжет. А если вы не знаете, где брать идеи, если не умеете отличить хороший замысел от плохого, вы, вероятно, будете топтаться на месте, да так ничего и не напишете.
Курс «Формула прозы» рассчитан в первую очередь на начинающих авторов, но будет полезен всем, кто испытывает трудности с написанием художественных текстов.

Посмотрите, возможно, какие-то из этих проблем мешают вам свободно творить, создавать именно то, что вы хотите, и чувствовать удовлетворение от работы.
  • Я чувствую, что пишу плохо, но не понимаю, в чём это проявляется.
  • У меня нет своего стиля.
  • Вещи, которые я пишу, кажутся мне пустыми, развлекательными, в них нет идеи.
  • Мне удаются только коротенькие рассказы, крупная форма — совсем не моё.
  • Мои герои ведут себя как хотят.
  • Я не умею писать рассказы, за что бы ни взялся — получается эпопея.
  • Все мои сюжеты очень скучные.
  • Все персонажи у меня разговаривают одинаково.
  • Я слишком подвержен влиянию других писателей.
  • Я пишу очень просто, а хотелось бы писать красиво.
  • Персонажи получаются шаблонные: герои — идеальные, злодеи — похожие на всех киношных злодеев, второстепенные фигуры — вообще никакие.
  • Мне не хватает идей, а те, что есть, кажутся неинтересными.
  • Я умею писать только в одном жанре.
  • У меня много замыслов, но я не знаю, как выстроить из них сюжет.
  • У меня плохо получается описывать антураж, детали, незначительные действия.
  • У меня всегда много сюжетных линий, которые никак не удаётся закончить, – приходится их просто обрывать.
  • Мне кажется, у меня слишком много штампов.
  • Я не умею редактировать: переписываю, переписываю — и не могу остановиться.
  • У меня не выходят диалоги, я чувствую, что люди так не говорят, но в чём проблема – не знаю.
  • У меня не получается достоверно описывать эмоции персонажей.
  • У меня в голове каша, хочется сразу писать обо всём.
  • Читатели говорят, что в моих романах провисает сюжет.
  • Я пишу одно, а получается совсем другое, не то, чего я хотел.
Курс «Формула прозы» — это серия из 12 уроков, каждый из которых содержит несколько тематических видео (всего в курсе полсотни видео продолжительностью от нескольких минут до получаса). Доступ вам будет открыт сразу ко всем урокам, так что вы сможете изучать материал в том темпе и в той последовательности, которые вам удобны, — например, начать с наиболее проблемных или интересных для вас вопросов.

СОДЕРЖНИЕ:

Урок 1

  • Представление ведущих. Почему был записан этот курс; на кого он рассчитан; что он даст вам.
  • Что может служить первотолчком для художественного произведения. Конфликт, психология, антураж. Что такое конфликт. Что такое сюжет. Для чего нужен антураж. Правило патентной чистоты. От первотолчка к тексту. Первотолчок от конфликта; первотолчок от персонажа; первотолчок от антуража.
  • Плохие и хорошие замыслы. Конфликт как разность потенциалов. Откуда он берётся. Если появился сюжет — значит, появился герой. О чём писать — или о ком писать? Психология героя.
Урок 2
  • Как понять, что замысел хорош? Может ли хороший замысел спасти плохой рассказ? Стоит ли откладывать замыслы на потом? Смелость автора.
  • Что такое антураж и для чего он нужен. Рассказ на одном антураже. Когда антураж переворачивает под себя сюжет.
  • Определение героя. Сколько героев может быть в рассказе. Психология главных и второстепенных персонажей. Отрицательные персонажи — тоже персонажи. Зло и добро, нравственность и безнравственность. Раскрытие психологии напрямую и через конфликт. Новые качества героя. Поступки, стирающие и разрушающие личность.
  • Что такое конфликт. Конфликт внешний и внутренний. Обязательно ли разрешение конфликта? Примеры конфликтов и их следствий. Как из конфликта построить сюжет.
Урок 3
  • Определение сюжета. Сюжет и персонажи (главные и второстепенные). Тривиальный сюжет, и может ли он быть хорошим. Как сломать тривиальный сюжет. Проблема графомании. Типичные сюжетные ошибки графоманов. Виды сюжета. Продуманность сюжета. Оправданность сцены в сюжете. Что делать, если пишешь без плана? Схема братьев Стругацких. Что мне нужно, чтобы закончить рассказ (Логинов).
  • Повесть — неудобный жанр. Что делать, если вас не печатают.
  • Ещё сюжетные ошибки: нарушение патентной чистоты; провисание сюжета. Как завершить сюжет. Ударная концовка. Перевёртыш. Что такое психологическая законченность.
Урок 4
  • Откуда берутся сюжетные хвосты. Как подвязывать сюжетные хвосты. Лишние сущности. Что делать, если не знаешь, пригодится сюжетный задел или нет.
  • Что такое непростые сцены и как их писать. Поиск точных слов. Страшные сцены. Можно ли пропускать непростые сцены?
  • Когда герои ведут автора — это хорошо или плохо? Как отличить плохой сюжет от хорошего? Ходячие сюжеты и вечные темы. Сколько сюжетных линий нужно в малой, средней и крупной форме. Особые требования к роману.
Урок 5
  • Как я пишу и редактирую (Логинов). Разные авторы и разная правка. «Издевательское чтение». Как искать лишние слова. Несколько распространённых языковых ошибок. Нужен ли автору спелл-чекер.
  • Проблема бесконечного переписывания. Редактура и вкусовая правка, чем они отличаются. Три вида ошибок, с которыми работает редактор. Самые вредные стилистические ошибки. Смысловые ошибки. Фактологические ошибки. Авторские слова.
Урок 6
  • Как писать просто. Как быть грамотным. Элементы речи как интрументы. Опасность причастных и деепричастных оборотов. Длинные описания, диалоги, внутренние монологи. Как учиться у других авторов. Ваш собственный стиль. Умение подбирать слова. Активный и пассивный словарный запас; как раширять словарный запас. Авторские неологизмы. Редкие и образные слова. Когда текст слишком красив... Для чего нужны фигуры речи.
  • Определение канцелярита; чем он плох. Страдательный залог. Цепочки родительных падежей. Расщепление сказуемого. Разница между штампом и фразеологизмом. Чем вредны штампы. Как писать естественно.
Урок 7
  • Страх белого листа. Что требуется от первой фразы. Приём Хайнлайна. Приём Хемингуэя. Первые несколько абзацев как маркетинговый инструмент. Последняя фраза. Послесловие.
  • Сильные слова и сильные сцены. Приём «Эхо сильного слова». Реперные точки в начале текста. Стихи в прозаическом произведении; проблема поэтической стилизации. Обсценная лексика. Экзерсисы для писателя.
Урок 8
  • Эмоции, состояния, настроения, атмосфера. Логика эмоций. Разнообразие эмоций. Упражнение: эмоции без контекста. Создание эмоции/атмосферы с помощью антуража. Протяжённость эмоционального состояния. Чередование сцен с разными эмоциями. Наложение эмоций. Темп повествования. Динамичные сцены. Как успокоить читателя. Как переключить внимание читателя. Приёмы оживления, связывающие разрозненные сцены.
Урок 9
  • Что должен держать в голове автор. Смена локаций. Массовые сцены без сюжета. Многозначительная недосказанность. Проблема общих слов.
  • Проверка фактов. Избыток фактов в художественном тексте. Как искать информацию. Что делать, если информация не ищется. Фактура, где её брать и как использовать. Пишите об известных вам вещах. Итеративная система поиска информации. Интерес автора к теме.
Урок 10
  • Описание внешности персонажей. Изменение психологии. Прошлое персонажа. События, влияющие на психологию. Круг знаний персонажа. Как подавать неожиданные вещи. Факты, не похожие на правду.
  • Правильные и неправильные диалоги. Особенности разговорного стиля. Речевые характеристики персонажей. Ошибки в диалогах. Как вычитывать диалоги.
  • Кто такой нарратор, и почему он не автор. Присутствие нарратора в тексте. Повествование от первого лица. Кто такой фокальный персонаж. Ошибки фокализации.
Урок 11
  • Примерные границы объёма в традиционных жанрах. Микрожанры. Жанр рассказа и его особенности. Жанр повести и его особенности. Жанр романа и его особенности. Эпопеи и романы с продолжением.
  • Определение фантастики. Различие между научной фантастикой и фэнтези. Произведения на стыке жанров. Фантастика как серьёзная литература. Основная функция фэнтези. Фэнтези — и «фэнтезня». Фэнтезийные рассказы; романы в рассказах. Литературные направления-однодневки.
  • Хоррор и его основная задача. Обязательные элементы хоррора. Неторопливое нагнетание страха.
  • Сказка (в том числе сказка для взрослых). Особенности жанра сказки. Как писать для детей.
  • Как писать динамичные сцены: погони, сражения и т.п. Психология динамичной сцены. Желание автора прихвастнуть перед читателем.
Урок 12
  • Что интересно издательствам. Готовы ли вы к публикации? Умение воспринимать критику. Как отправлять рукописи в издательства. Что такое синопсис, и каким он должен быть. Чего у вас никогда не напечатают. Публикация за свой счёт. Заблуждения авторов. Рассказы как способ сделать себе имя. Альтернативные способы опубликоваться.
  • Опыт соавторства (Логинов): «Вокруг Гекубы» (с А. Рыбошлыковым), «Чёрная кровь» (с Н. Перумовым), «Атака извне» (с Б. Зеленским). Опыт редакторской работы.
  • Различие между «серьёзной» и «развлекательной» литературой. Определение серьёзного произведения. Книги, которые читаются тяжело; книги, которые «не грузят».
Случаются ситуации, когда в голове хаос, вы упёрлись в проблему и не понимаете, с какой стороны к ней подступиться. Такое бывает и в работе писателя, и в любой другой, особенно если вы в начале пути. А потом вам вдруг представляется шанс побеседовать по душам с опытным коллегой. И после долгого, неспешного разговора вы вдруг чувствуете, что всё встало на свои места, что вам теперь всё понятно.

Мы постарались сделать курс похожим на такой долгий, неспешный разговор и дать ответы на все самые проблемные вопросы в работе прозаика. А насколько это у нас получилось — решать вам.

Давайте побеседуем?

Авторы крса:
Логинов Святослав

Писатель-фантаст, автор романов «Многорукий бог далайна», «Колодезь», «Свет в окошке» и др. Признанный мастер малой прозы, лауреат 36 литературных премий (большую часть из которых получил за рассказы). С 1972 по 2012 год — член семинара Бориса Стругацкого. Публикуется с 1974 года, литературное мастерство преподаёт с 1990-го.
Александр Петров
Редактор, журналист, организатор литературных мероприятий. В прошлом главный редактор издательства «Фантаверсум». В разное время сотрудничал с издательствами «Эксмо», «Манн, Иванов и Фербер», «Альпина паблишер» и «Альпина нон-фикшн», «Иностранка», «Азбука», «Питер», «Лениздат» и др.

ПРОДАЖНИК:

СКАЧАТЬ:
 

Обратите внимание

Назад
Сверху